Самая полная коллекция работ Милле находится не на его родине, во Франции, а на восточном побережье Соединенных Штатов.
Одно из лучших собраний картин Милле принадлежит парижскому Музею Дорсе. Отдельные работы художника можно встретить в провинциальных французских музеях — прежде всего, в музее Шербура, города, где он начинал свой путь. Все это вполне логично. Удивительно другое — то, что в США находится больше картин Милле, чем на его родине. Этот факт многое говорит о популярности Милле среди американских коллекционеров XIX века. Неплохие собрания его работ хранятся в чикагском Институте искусств, нью-йоркском Музее Метрополитен, вашингтонской Национальной художественной галерее... Однако лучшей, безусловно, является коллекция Музея изящных искусств в Бостоне, штат Массачусетс.
ОАЗИС КУЛЬТУРЫ
Основанный в 1630 году, Бостон считается одним из старейших городов США. Город славится своими культурными традициями. В Бостоне имеется несколько музеев, среди которых выделяются, в первую очередь, Музей изящных искусств и Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Но если последний подарен городу миссис Гарднер, умершей в 1924 году, то Музей изящных искусств — детище всех его жителей.
Он был основан в 1870 году на базе бостонского Атенеума. Атенеум возник в 1807 году в качестве библиотеки. С 1826 года в нем стали проводиться художественные выставки. (Работы Милле, начиная с 1854 года, выставлялись здесь несколько раз). Когда расширившуюся деятельность Атенеума решили ограничить исполнением функций научной библиотеки, группа бостонцев предложила создать специализированный городской художественный центр. 4 февраля 1870 года Законодательное собрание штата Массачусетс основало корпорацию под названием Музей изящных искусств, целью которой и было создание такого центра.
Под строительство музея выделили земельный участок, расположенный ныне на южной стороне Копли Сквер (площадь названа в честь бостонского живописца XVIII века Джона Синглтона Копли). В 1876 году было закончено западное крыло музея. 4 июля, в день столетней годовщины подписания Декларации Независимости, его открыли для посетителей. Основное здание распахнуло свои двери 18 марта 1890 года. К этому времени поначалу скромное собрание музея значительно выросло.
В последующие годы оно продолжало расти, и в 1907 году начались работы по постройке нового помещения музея на Хантингтон Авеню. Огромное здание, выдержанное в духе неоклассицизма, расположилось менее чем в миле от прежнего помещения музея, которое позже снесли, — теперь на этом месте стоит отель «Копли Плаза».
НОВЫЙ ДОМ
Новый музей открылся в 1909 году, хотя еще шесть лет после этого здание достраивалось, и лишь к 1925 году было закончено его оформление. Автор проекта, архитектор Г. Лоуэлл, был хорошо известен горожанам; он родился и вырос в Бостоне, где к тому времени уже построил целый ряд впечатляющих зданий. С течением времени у музея появилось не сколько пристроек — к ним относится и внушительное западное крыло, открытое в 1981 году. Его спроектировал архитектор И. М. Рэй — фигура более чем харизматическая. Рэй, в частности, был автором нового входа в музей Лувра, поражающего посетителей своими очертаниями стеклянной пирамиды. Западное крыло Музея изящных искусств — вполне современно и ярко контрастирует с остальными частями музея. Есть, впрочем, и кое-что объединяющее — и старые, и новые постройки возведены из гранита, взятого в одном карьере.
Музей изящных искусств сегодня представляет собой огромный многопрофильный институт. В нем хранится свыше миллиона предметов изобразительного и прикладного искусства. В США он уступает только нью-йоркскому Музею Метрополитен. При этом по некоторым показателям бостонский Музей изящных искусств, пожалуй, превосходит все другие музеи мира. Так, например, находящаяся в нем коллекция произведений искусства стран Азии не имеет себе равных.
Своим уникальным собранием музей обязан энергии и широте интересов бостонских ученых и предпринимателей, доставлявших сюда произведения искусства из всех уголков планеты. Помимо Милле, в музее представлены многие известные художники. Музей по праву гордится, например, тем, что обладает самой представительной коллекцией работ Клода Моне, находящейся за пределами Парижа.
|