Художника вдохновляла не политическая идеология (как казалось многим его современникам), а увлеченность реалистическим методом. И широкая публика с сочувствием приняла эти работы.
Милле не был первым художником, создавшим запоминающиеся образы крестьян. Во французской живописи эта традиция давно существовала — в качестве примера можно привести творчество братьев Ленен (XVII век) или даже средневековые манускрипты. И не только во французской — живший в XVI веке великий Питер Брейгель написал, быть может, самые знаменитые сцены из крестьянской жизни. Они полны теплоты и энергии. В XIX веке мода на них сохранилась, но сам характер живописных работ изменился. Художники принялись изображать крестьян сентиментально и приукра-шенно. В них не осталось и намека на тяжелейший, изо дня в день, труд.
Милле показал крестьянскую жизнь с совсем иной стороны .
Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.
При этом его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян.
Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.
ОБЫДЕННОЕ И ВОЗВЫШЕННОЕ
Милле всегда сторонился политики. Он, в частности, наотрез отказался вступить в Федерацию художников, созданную парижскими коммунарами во время их недолгого пребывания у власти в 1871 году. Революционные идеи были ему чужды. Вместе с тем все его творчество пронизано сочувствием к людям труда. Многое тут продиктовано памятью о пережитых невзгодах, о нищете, долго преследовавшей самого Милле. Мир Милле не назовешь радостным — люди, его населяющие, обречены на ежедневную монотонную работу, и в этом можно услышать отголоски библейской истории о грехопадении. Впрочем, это не зачеркивает возможности гармонии — ею полны некоторые пейзажи Милле. Представление о взглядах художника дают его письма. Так, в 1854 году он писал: «Даже рискуя прослыть социалистом, я должен признать, что в искусстве меня больше всего волнует отражение условий жизни человека... Я не был знаком со светлой стороной жизни, не знал, где искать ее, никогда не видел ее. Самое большое счастье, которое я пережил в жизни, — это состояние покоя и тишины. Но это бывало лишь в лесу или в открытом поле».
Слова «покой» и «тишина» как нельзя лучше характеризуют картины Милле. На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. Художник говорил, что «обращается к обыденному, чтобы выразить возвышенное».
С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины Никола Пуссена, отличающиеся прозрачностью и торжественностью.
Когда Милле обдумывал и писал собственные картины, он, в известном смысле, следовал заветам художников прошлого. Для каждой из них он, как правило, делал массу набросков и эскизов — иногда пользуясь услугами натурщиков, а иногда давая волю своей фантазии.
Рассказывают, что Милле, подражая Пуссену, лепил глиняные или восковые фигурки и расставлял их на столе, отыскивая наилучшую композицию и освещение для намеченной картины. Часто художник с минимальными поправками повторял свои старые работы, словно желая уточнить или улучшить их. Милле любил природу и говорил про себя: «Я родился крестьянином, крестьянином и умру». Но на пленэре он никогда не работал. Его картины всегда были тщательно продуманы, взвешены, и все его сцены «подлинной жизни» рождались в воображении, не имея никакого отношения к опыту непосредственного наблюдения.
В том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, — характерная особенность его манеры.
Все это уже присутствовало в первой нашумевшей картине Милле — «Веяльщик». Ее показали в Салоне 1848 года, и Теофиль Готье восторженно писал: «Он швыряет на свой холст целые пласты краски — такой сухой, что никакой лак не сможет прикрыть ее. Нельзя представить себе ничего более грубого, яростного и волнующего».
КРУГИ ПО ВОДЕ
Милле стал кумиром Ван Гога, относившегося к его работам, как к образцам, и много копировавшего их. Другими почитателями таланта Милле были Камиль Пис-сарро и Жорж Сера. Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма». Круги по воде расходились очень далеко. Так, Сальвадор Дали был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию. «Анжелюс» вообще сыграл огромную роль в утверждении посмертной славы Милле. В тени этого полотна оказалось все остальное его творчество. Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник писал: «Я всегда с ужасом отвергаю все, что может показаться сентиментальным». И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975—76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.
Источник: http://www.deti-book.info
|