тиями в общественной жизни Франции, подготовлявшими революцию 1848 года, в искусстве также шла борьба передовых художников против ханжества, лицемерия, продажности воцарившейся буржуазии, вызывавшей все более широкое народное возмущение. Вершиной этого движения в искусстве было творчество великого художника-реалиста XIX века Оноре Домье.
После неудачи своих картин в Салоне Милле вернулся в 1840 году в Шербур. Здесь он уже получил признание и выполнил несколько небольших заказов.
Его вторичное пребывание в Париже было недолгим. После смерти своей молодой жепы весной 1844 года Милле снова бежал в родные края.
В середине 40-х годов он уже сложился как художник, владеющий профессиональным мастерством, которое далось ему в результате многих лет упорного труда и изучения великих классиков прошлого, но продолжал еще поиски своего собственного жанра. Все чдще и чаще появляются в эти годы наброски и эскизы, в которых запечатлены сцены крестьянской жизни.
Революцию 1848 года Милле встретил с радостью. Он принял участие в конкурсе на создание символического изображения Республики. В Салоне этого года были выставлены две его картины — большая композиция в духе классицизма „Пленение евреев в Вавилоне" и небольшая картина „Веятель". В последней художник впервые дал изображение так хорошо ему знакомого с детства крестьянского труда. Эта картина привлекла к себе внимание и была отмечена критикой, в которой сразу обнаружились как противники, так и защитники таланта молодого художника.
Милле окончательно понял, что героев своих произведений ему надо искать среди тех людей, с которыми прошли его юношеские годы. Не библейская и античная мифология, а только жизнь народа может дать ему благодарный материал для воплощения его давних размышлений об участи и призвании человека, о счастье и красоте, заключенной в человеке и в природе. Но для этого ему нужно было оставить сутолоку шумного города, в котором условия существования требовали от него слишком дорогих жертв. Ведь ему все чаще приходилось здесь наряду с портретами писать небольшие картинки на мифологические сюжеты с обнаженной'натурой, которые давали ему средства к существованию и раскупались буржуазными „ценителями искусства". Живопись такого рода, конечно, не представляла для него труда, но именно страх перед начинавшейся популярностью,
|