как художника этого бездумного жанра, помог ему принять важное жизненное решение.
Шетом 1849 года Милле, вместе со своей семьей, покинул Париж" и поселился в небольшой живописной деревушке Барбизон близ Фонтенебло. Его вторая жена Катрин Лемэр до конца жизни была самым преданным другом художника, разделявшим все его многочисленные невзгоды.
В Барбизоне в это же время поселилась небольшая группа художников-пейзажистов, горячих приверженцев реалистического искусства, которых привлекла живописная природа этих мест. Вопреки традициям французской живописи двух предшествующих столетий художники - барбизонцы (как их позднее стали называть) горячо отстаивали необходимость непосредственного наблюдения природы в работе над пейзажем. Их искусство внесло огромный вклад в развитие французской живописи. Творческая близость и тесная дружба связали Милле с многими художниками этой группы и особенно с ее главой — замечательным мастером пейзажа Теодором Руссо.
С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Главным и единственным героем его произведений становится простой французский крестьянин, труженик земли. Этой теме он посвятил всю свою жизнь, не считаясь со вкусами буржуазной публики и терпя поэтому жестокие материальные лишения. Дальнейшая жизнь Милле бедна внешними событиями и состояла в постоянной борьбе за существование, в которой он отстаивал право художника служить своим искусством народу, изображать его жизнь в правдивых реалистических произведениях.
Умер Милле в 1875 году.
Многие характерные черты, присущие лучшим произведениям Милле, можно видеть в его ранней картине „Сеятель", созданной в 1850 году. Центральное место в его картинах всегда занимает человек, его активная, полезная деятельность, его тесная связь с природой.
Фигура идущего по полю крестьянина занимает все пространство картины. Превосходно передается размеренная ритмичность его привычных движений, твердая ровная поступь, широкий взмах руки, бросающей зерно. Высокая линия горизонта понижается вправо почти до середины картины, как бы сопутствуя его движению, и это усиливает впечатление легкости шага. Этой же цели (по принципу контраста) служит и едва различимая вдали справа фигурка крестьянина, медленно движущегося за своими волами в обратном направлении. Лаконизм этой композиции является исключительным даже для Милле. Никаких лишних подробностей. Фон картины составляют только пустынное вспаханное поле и небо. Это придает интересный, очень своеобразный оттенок образу крестьянина, кото-
|