рый воспринимается в широком, обобщенном смысле, как образ человека, отстающегося один на один с природой. Монументальная его трактовка способствует тому, что этот образ вырастает до значения символа творческой силы человека, оплодотворяющего природу своим трудом.
В то же время в картине отчетливо звучит своеобразное лирическое, „песенное" настроение. Оно рождается в образе самого сеятеля, его усиливает мягкое освещение и такая тонкая деталь, как' вспорхнувшая от земли стая птиц.
Весь облик Милле, как художника и как человека и все его творчество от начала до конца отличает глубокая человечность. Немногие художники могут быть поставлены в этом отношении наравне с ним. Горячая любовь к человеку, проявляющаяся с какой-то удивительной естественностью и простотой, отличает все его произведения, начиная с лучших и знаменитых картин до самых беглых набросков карандашом. В любом из них можно почувствовать присущий именно этому художнику его особый, по-человечески добрый и мудрый взгляд, которым он умеет видеть людей труда и окружающий их мир.
Как в дни своей юности, когда Милле работал на полях вместе с отцом, так и в старости, будучи уже широко известным художником, он оставался тем же скромным и неутомимым тружеником, для которого смысл жизни заключался в труде. Труд — это призвание человека, это проявление его связи с природой, это форма его бытия.
Характерна в этом отношении одна из известных ранних картин зрелого периода творчества Милле „Прививка дерева", находящаяся в одном американском частном собрании. Она написана в 1855 году. В картинах Милле есть особая, мудрая простота повествования, благодаря чему заложенный в них глубокий смысл будет всегда доходчив для любого зрителя. Человеческий труд умножает богатства природы и утверждает жизнь на земле. Милле умеет сам и заставляет других любоваться истинной красотой человека. В его произведениях мы не найдем людей с правильными чертами лица или красивых женских головок. В этом смысле он даже любит изображать грубоватые черты лиц, обветренных и обожженных солнцем. Но в лицах его крестьянок можно видеть выражение истинных человеческих добродетелей. Художник всегда подчеркивает в них скромность, терпение, прямодушие, искреннюю материнскую любовь и большую нравственную чистоту.
Несложен сюжет и характеры людей в картине „Прививка дерева". Они показаны в своей обычной трудовой жизни, но значительность их образов, подчеркнутая и простотой выражения и серьезной сосредоточенностью обоих персонажей, позволяет понять, что со-
|