колоском. Все остальное, что изображено на картивд, служит для них только фоном. Недаром художник, пользуясь мягким солнечным освещением, с такой четкой пластической ясностью лепит почти скульптурные объемы их фигур. Неразрывная связь человека с землей, который живет ее дарами и добывает их тяжким и изнурительным трудом — таково содержание этого произведения.
Одна из наиболее типичных черт художественного метода Мил-ле — предельный лаконизм, который позволяет ему выразить большое общечеловеческое содержание в самых, казалось бы, простых сценах повседневной жизни. Это проявилось в одной из самых известных картин художника^Анжелюс" („Вечерняя молитва"), созданной около 1859 года. Последние лучи заходящего солнца освещают застывшие в молитве неподвижные фигуры молодого крестьянина и его жены. Позади них бескрайний и ровный простор полей, над которыми поднимается легкая сизая дымка вечернего тумана. Трудно более выразительно передать в живописи ощущение предвечерней тишины, опустившейся на землю. Это первое впечатление от картины, помогающее раскрыть ее содержание, создается и общей приглушенной цветовой гаммой, в которой мягко сгармони-рованы коричневые, серые, голубые, синие, сиреневые и красноватые тона, и особой, почти музыкальной выразительностью силуэтов обеих фигур со склоненными головами. В этом произведении Милле достигает, действительно, предельного лаконизма художественного ._языка, органического единства выразительности цвета и линейной композиции^ Своеобразная „музыкальность" последней строится на сопоставлении выразительных очертаний темных фигур и ровной линии горизонта, как бы задающей основной тон всему произведению. При почти полном отсутствии жанровых деталей в картине эта линия, которая действительно как будто только и служит для того, чтобы отделить небо от земли, усиливает эпическое звучание всей композиции. Она проходит ниже уровня плеч обеих фигур, благодаря чему обе склоненные головы четко рисуются на фоне освещенного неба, и наше внимание тем самым незаметно и настойчиво притягивается к ним. Линия горизонта только в одном месте справа нарушается легким"силуэтом деревенской колокольни, и эта маленькая деталь дает смысловой ключ к картине: оттуда доносится вечерний благовест, льющийся над просторами полей. Крестьяне оторвались от своей работы, чтобы произнести слова „Анжелюс" (молитвы за умерших), чтобы вспомнить своих предков и близких, которые так же как и они работали на этой земле. В этом старом обычае нашла одно из своих проявлений извечная связь крестьянина с землей, его любовь к ней и своеобразный патриотизм. Для Милле час вечерней молитвы в поле был одним из трогательных воспоминаний его собственного детства. Поэтому с такой удивительной челове-
|