ческой простотой он сумел воспроизвести это в своей картине. Здесь особенно ясно можно видеть, каким образом преломлялась религия в сознании труженика-крестьянина, каким был и оставался всю жизнь сам Милле.
Не имеет смысла пытаться найти в этой картине специфически религиозное мистическое настроение, потому что его нет. Великий мастер реализма Милле, оставивший в своем наследии прекрасные и незабываемые картины жизни трудового народа Франции, которую он знал лучше многих своих собратьев по искусству, с редкой непосредственностью и простотой сумел показать, что отвлеченная религиозная догматика и мистицизм не находили себе места в здоровом сознании народа, почему и религия зачастую воспринималась бессознательно только одной своей нравственно-этической стороной. Большой интерес представляют женские образы, созданные Милле. Может быть ни один художник не показал с такой полнотой тяжелый труд крестьянки, который занимает ее день с утренней зари и до глубокой ночи. Это можно было бы проследить почти наглядно по картинам и зарисовкам Милле. Стоит вспомнить только некоторые лучшие из его произведений на эту тему, как „Отправление на работу", „Отдых", „Пастушка" (изображенная в многочисленных самых различных вариантах), „Женщина с ведрами", „Пряха" (также много раз изображенная в различные годы), „Чесальщица шерсти" и т. д. В числе этих работ есть и такие шедевры, которые безусловно принадлежат к лучшим произведениям реалистического искусства XIX века, как „Женщина, наливающая щелок" или „Женщина, сбивающая масло". Последняя картина, в частности, показывает, что Милле был достойным продолжателем лучших традиций голландского бытового жанра XVII века и Шардена. Образ этой женщины исполнен обаяния молодости, здоровья и духовной красоты. Высокое мастерство художника проявилось здесь и в передаче интерьера и всей бытовой обстановки (как запоминается, например, стоящая на nopoie курица, с любопытством заглядывающая в дом!).
Особое место занимают в творчестве художника изображения детеиГВ-раскрытии темы материнства с наибольшей силой проявился высокий гуманизм Милле. Любовь к детям — одно из высших проявлений человеческой натуры. Сам художник не раз повторял, что именно ради них трудится человек и „в поте лица добывает свой хлеб". Во многих картинах (а еще чаще в рисунках) он с нежностью и отеческой теплотой изображает разнообразные сцены детской жизни. Чаще всего это материнские заботы и занятия с детьми. Чистоту родительского чувства Милле поэтически воспевал в таких сценах, как {^Кормление ребенка", „Больной ребенок", „Первые шаги". Его картина „Крестьянка, кормящая своих детей"(„Клеванье"),
|