написанная в 1860 году, овеяна поэзией семейного счастья и особенно привлекает непосредственностью выражения.
Рисунки Милле это интереснейшая, требующая специального внимания область его творчества. В них зачастую с особой силой проявляется замысел, „подтекст" его будущей картины, они раскрывают своеобразную лабораторию его терпеливого и усердного изучения натуры. Творческая манера художника в рисунках отличается необычайным разнообразием и мастерством. Об этом говорят, например, такие листы, как „Полуденный отдых", или „Женщина, несущая хворост и ведро". Эти два рисунка, выполненные в различной технике и манере, особенно интересны в том отношении, что показывают образец беглого наброска живого движения, от которого художник шел к созданию стройной, логически продуманной композиции завершенной картины.
В 1863 году Милле создал одну из лучших своих картин „Человек с мотыгой", которая с первого взгляда может показаться необычной для творчества этого мастера. На самом деле это произведение было подготовлено всем предшествующим развитием его мировоззрения и его искусства. Художник умел не только реалистически воспроизвести самые разнообразные стороны крестьянской жизни, показать труд, как извечную упорную борьбу человека за жизнь, за свое существование, а поэтому увидеть и подлинную его поэзию. В нем постепенно созревал гневный, хотя еще и не вполне осознанный протест представителя угнетенного класса против бесчеловечной эксплуатации. Милле неоднократно подчеркивал, что он не разделял идеи о необходимости революционного преобразования общественной жизни. Но как последовательно реалистический художник он подошел в этом произведении к пониманию того факта, что если труд из, тяжелой, но жизненно необходимой обязанности человека превращается в изнурительное и непосильное бремя, уродующее человека и принижающее его духовный облик, то в этом виновато несовершенство социального устройства. Милле отлично понимал, как будет встречено это его произведение представителями буржуазной критики и сознательно бросил им этот вызов.
Добродетельный и трудолюбивый, добрый и умный крестьянин, которого мы привыкли видеть в произведениях Милле на полевой или домашней работе, в мирном семейном кругу, здесь предстает совсем в другом облике.
Сильный, атлетически сложенный человек изображен художником в момент короткой передышки в поле. Широко расставлены его ноги, могучие руки опираются на мотыгу, тяжелое дыхание вырывается из открытого рта, неподвижно устремлен в одну точку усталый взгляд глубоко запавших глаз. Используя свой излюбленный прием светотеневой моделировки, Милле усиливает лепку
|