форм тела, еще более подчеркивая монументальный характер фигуры, определяемый огромной внутренней выразительностью образа, предельной устойчивостью позы в сочетании с лаконизмом общей композиции картины. Так же как и другие, эта картина дает пример полного органического единства выразительности человека и пейзажа. Монументальность образа усиливается еще тем, что большая часть фигуры рисуется на фоне неба. Удачно используя мотив вскопанной земли художник вместо привычных стелющихся горизонталей пейзажа дает беспокойно мерцающую широкую полосу первого плана (контрастирующего с ясным и спокойным небом), из которой как бы вырастает исполинская фигура крестьянина. Самое замечательное в этом образе — это то, что несмотря на крайнюю степень усталости человек этот полон огромного запаса внутренних сил.
Этот образ закабаленного труженика, гиганта, который еще не разогнул свою спину и не расправил плечи, но уже заставляет зрителя задуматься над его участью, является одним из крупнейших достижений французского реалистического искусства прошлого века. Щ Даже в искусстве XIX века, в сравнении с любой предшествующей эпохой наиболее насыщенном социальными идеями, немного найдется произведений, выражающих социальный протест против эксплуатации с такой потрясающей силой и прямотой. Аналогии в этом отношении мы могли бы найти, пожалуй, только у Домье или позднее в творчестве Менье, Кольвиц и у русских художников второй половины XIX века.
Написанная в конце 60-х годов широко известная картина „Отдыхающий виноградарь", очень близкая по содержанию к предыдущей, также подтверждает, что Милле видел с горечью и отрицательную, уродующую человека сторону труда, каким он является в условиях буржуазного общества, и отразил это с беспощадной правдивостью.
Лучшим произведением Милле, из числа нескольких его маленьких картин, имеющихся в Советском Союзе, является принадлеащая Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина картина „Собирательницы хвороста", написанная, вероятнее всего, в первой половине 60-х годов. Она отличается б.ольшим мастерством исполнения как по композиции, так и, в особенности, по тонкому, характерному для художника колориту, выдержанному в теплых тонах.
Милле был типичным выразителем мировоззрения французского крестьянства, из которого он вышел и которому остался верен до конца своих дней. Поэтому в его изображении образы крестьян отличаются удивительной жизненной правдивостью и глубиной характеристики. Персонажи его картин характеризуются прежде всего глубокой человечностью, моральной чистотой и достоинством, что сближает Милле с его великим предшественником Луи Ленэном.
|