Утверждение высокого нравственного облика крестьянина лишено у Милле какой бы то ни было декларативности и вырастает из самого содержания его искусства, из его художественного мировосприятия. Поэтому его лучшие картины и рисунки бытового жанра отличаются такой же удивительной теплотой чувства и поэтичностью, с какой за сто лет до него сумел показать жизнь среднего городского сословия Шарден.
Тема крестьянской жизни была для Милле родной и близкой, что и помогло ему раскрыть ее так многогранно и глубоко. Ведь прообразами многих его персонажей были даже ближайшие родственники художника, а замысел многих его картин рождался из милых его сердцу воспоминаний далеких детских и юношеских лет. Это давало ему большое превосходство перед многими другими мастерами крестьянского жанра. Одной из важнейших черт, характеризующих его, как художника, является поразительная точность в передаче повседневно-обыденных трудовых процессов крестьянской жизни.
Милле подобно Пуссену был художником-мыслителем. Замысел, несущий в себе определенную идею, всегда играл в его творческом процессе ведущую роль. Его нельзя поэтому назвать обыкновенным жанристом-бытописателем своего народа, хотя эту задачу он выполнил превосходно, потому, что за исключением русских живописцев, в европейском искусстве прошлого века ни один художник не отразил жизни крестьянства с таким размахом и глубиной. Большинство его картин не просто воспроизводит какую-нибудь бытовую сцену, а является частным поводом, формой для выражения общей значительной идеи. Ясно, конечно, что такие образы, как человек с мотыгой или отдыхающий виноградарь вырастают до общенародной значимости, что содержание таких картин, как „Прививка дерева", „Анжелюс" не исчерпывгзтся сюжетом изображенной сцены. Очень часто, воспроизводя самую простую повседневную жизнь, Милле стремился вложить в ее изображение более глубокий смысл. Так, например, рисуя какой-нибудь обыденный эпизод домашней жизни, он хотел показать, что материнская или родительская любовь есть огромное и святое чувство, украшающее и облагораживающее человека; в сценах полевых работ Милле раскрывает неразрывную связь и взаимоотношения человека с природой. Вот как писал сам художник об одной из своих картин: „В женщине, которая зачерпнула воды, я попытался изобразить ни водоноску, ни даже служанку, но женщину, начерпавшую воды в ведра для нужд своего дома, чтобы сварить суп своему мужу и детям... Я избегал (как и всегда) с некоторым ужасом всего того, что можно рассматривать как сентиментальность: я желал, напротив, чтобы она выполняла с простотой и добродушием, а не как тягостную барщину, свою работу,
|