Так правда бывает порой страшнее пуль и картечи. Картины Милле утвердили новую красоту в искусстве Франции XIX века. Это была „необыкновенность обыкновенного".
Жизнь продолжалась. Через два года после создания, .Собирательниц колосьев" Милле, уже широко известный художник, пишет одному из друзей. Письмо датировано 1859 годом, годом создания „Анжелюса".
„Дров у нас осталось дня на два, на три, и мы просто не знаем, что делать, как достать еще. Через месяц жене родить, а уменя ни гроша..."
„Анжелюс". Одна из самых популярных картин мирового искусства. Сам Милле так рассказывает о зарождении ее сюжета: „Анжелюс" - эго картина, которую я писал, думая о том, как некогда, работая в поле и заслышав звон колокола, бабушка не забывала прервать нашу работу, чтобы мы благоговейно прочитали. .. „Анжелюс" за бедных умерших*.
Сила картины - в глубоком уважении к людям, трудившимся на этом поле, любившим и страдавшим на этой грешной земле. В гуманистическом начале причина широкой известности полотна.
Шли годы. Милле все глубже и глубже проникал в самую суть природы. Его пейзажи, глубоко лиричные, необычайно тонко решенные, поистине звучат. Они являются как бы ответом на мечту самого живописца.
„Стога". Сумерки. Сиреневая, пепельная мгла. Медленно, медленно плывет по небу жемчужный парус молодой луны. Пряный, горький аромат свежего сена, густой запах теплой земли напоминают о сверкающем солнце, многоцветье лугов, ярком летнем дне. Тишина. Глухо звучит цокот копыт. Бредут усталые кони Словно из земли вырастают огромные стога. А ведь совсем недавно ветер доносил звонкий девичий смех, хохот парней, холодный визг стальных кос, размеренный, жесткий. Где-то рядом еще кипела работа косарей. Темнеет. Стога словно тают в наступающем мраке. Сансье говорил, что Милле работал так „легко и естественно, как поет птица или раскрывается цветок". „Стога" - полное подтверждение этим словам. Художник к концу жизни достиг полной раскованности и непостижимой тонкости валеров.
|