Жан Франсуа Милле
(1832 - 1883)
|
|
Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.
|
|
|
Поиск |
|
|
|
|
Было бы несправедливым сказать, что истинные ценители искусства не заметили „Сеятеля”. Вот что писал Тсофиль
„Мрачное рубище одевает его (сеятеля), голова покрыта каким-то странным колпаком; он костист, тощ и изнурен под
этой ливреей нищеты, и, однако же, жизнь исходит от его широкой руки, и великолепным жестом он, у которого ничего нет, сеет на земле хлеб будущего... Есть грандиозность и стильность в этой фигуре с мощным жестом и гордой осанкой, и кажется, что он написан той землей, которую он засевает".
Но это были лишь первые ласточки признания. До большого пеха было еще очень-очень далеко. Главное, „Сеятель" не оставил никого из зрителей безучастным, равнодушным. Были лишь „за" или „против". А это значило очень много.
„Собирательницы колосьев". 1857 год. Одна из самых значительных картин Милле. Пожалуй, апофеоз его творчества. Это полотно создано в годы самых тяжких житейских испытаний.
Август. Выжженное зноем жнивье. Немилосердно палит солнце. Ветер, горячий, пахнущий пылью, доносит стрекот кузнечиков, глухой людской говор. Колосья. Хлеб наш насущный. Колючая стерня жесткой щетиной встречает руки крестьянок, ищущих колоски. Голод, грядущая зима согнала сюда этих женщин. Деревенская голь. Беднота. Бронзовые, темные от загара лица. Выгоревшая одежда. Все приметы безысходной нужды. “Свидетельство о бедности" - бумага дает право собирать колоски и это считается благодеянием. У края поля - огромные скирды, возы, груженные до предела снопами. Урожай богат!
Но все это изобилие не для этих женщин, согнувшихся в три погибели. Их удел - нужда. Сборщицы колосьев. Ведь это сестры, жены могучего Сеятеля. Да, они собирают ничтожную часть от обильного, посеянного им урожая.
И снова, хочет или не хочет Жан Франсуа Милле, перед нами во всей своей грандиозности встает вопрос.
Почему?
Почему все изобилие, все богатство земли попадает не в те руки? Почему труженик, взрастивший урожай, влачит нищенское существование? А иные? И опять, хотел этого или нет автор, гражданственность его холста потрясает священные устои современного ему общества. Молчат три женщины, собирая колоски. Мы не видим выражения лиц. Предельно скупы их движения, в которых нет ни на йоту протеста, а тем более бунта.
И, однако, досужему критику из газеты „Фигаро" померещилось нечто подобное. Он вопил с газетной полосы:
„Удалите маленьких детей! Вот проходят сборщицы г. Милле. Позади этих трех сборщиц на мрачном горизонте вырисовываются лики народных восстаний и эшафоты 93 года!" |
|
На правах рекламы:
|
|
|
|
|
|
|
|