„Картину надо сначаш создать в уме. Художник не может сделать так. чтобы она сразу выросла у него живая на полотне, -он осторожно, одно за другим, снимает покрывала, которые ее прячут". Но ведь это почти слова Пуссена: „Мысленно я уже видел ее перед собой, а это тлавное!"
Огромно было влияние на процесс возмужания молодого таланта таких выдающихся мастеров мирового искусства, как Микеланлжело, Мантенья, Пуссен. Их незримая помощь свершила истинное чудо. Сельский парень, провинциал, учившийся в мастерской банальнейшего Делароша, испытав на себе чары парижской академической и салонной живописи, все же выстоял и нашел в себе силы создать картины, покорившие в копце концов и Салон, и его адептов - „желтых" журналистов и газетчиков. С первых шагов искусству Милле было присуще высокое чувство ответственности художника. Прислушайтесь к его словам:
„Красота не в том, что и как изображено на картине, а в прочувствованной художником необходимости изобразить виденное. Сама эта необходимость порождает силу, потребную для выполнения задачи.”
„Прочувствованная необходимость" - это та самая высокая гражданственность, та чистота духовного порыва, честность сердца, которая помогала Милле быть верным правде искусства. Милле не раз говорил с чувством горечи:
„Искусство у нас - просто отделка, украшение гостиных, тогда как в старину, и даже в средние века, оно было столпом общества, его совестью..."
„Совесть общества". Все можно было сказать о парижском Салоне: великолепный, блистательный, ослепительный, грандиозный. Но, увы, у салонного искусства не было совести. Это творчество было шикарным, искрометным, душещипательным, если хотите, даже виртуозным, но короткое слово ,, правда” было здесь не в чести.
Парижский Салон лгал!
Он говорил неправду в огромных, саженных махинах с пышными декорациями, на фоне которых жестикулировали и декламировали герои мифов - боги и богини, шлемоблещущие римские императоры, ачадыки Древнего Востока. Вымышленными, ходульными, фальшивыми были дутые мышцы, эффектные драпировки, ракурсы, потоки огня и крови в бесконечных вакханалиях и битвах, созданных салонными корифеями.
|