В произведениях Энгра нередко можно встретить и средневе ковые сюжеты, свойственные романтизму. Наиболее полно они воплотились в картине «Руджиеро Анжелика» (1819) образах Богоматери.
Италии художником был написан ряд небольших картин, носящих жанровый характер. Особое место среди них занимает «Сикстинская капелла», первый вариант которой был написан еще 1814 г., а второй — 1820 г.
С восстановлением монархии правительство Бурбонов вызвало Энгра на родину, мотивируя это необходимостью укрепления престижа академической школы, заметно пошатнувшегося результате нападок группы молодых художников, во главе которых стоял Делакруа со своим искусством, раскрывающим трагедию человека выводящим напоказ его страсти. По возвращении Париж Энгр становится во главе академической школы официального направления, с большим энтузиазмом отстаивая его принципы. Данная позиция (ставшая для художника «родной») была заявлена им работе «Обет Людовика XIII» (1824), выставленной Салоне 1824 г. Сюжет прост: Людовик XIII посвящает свой скипетр явившейся ему видении Богоматери. Построение, образы, аксессуары — все здесь как бы срисовано композиции Рафаэля. Академические круги, возмущенные дерзостью Делакруа (который попытался провозгласить новые эстетические принципы), большой симпатией отнеслись к картине Энгра. За нее он получил орден Почетного легиона, стал членом Академии. После этого художнику стали поручать крупные государственные заказы.
1827 г. внимание ценителей искусства привлек плафон Энг ра «Апофеоз Гомера», украшавший свое время галерею КарлаХ Лувре. Критики этой эпохи не раз указывали на преемственность итальянских традиций. Так, например, художнику Шефферу данная композиция напоминала «Парнас» Рафаэля, Огюст Жаль (представитель прогрессивной критики) даже упрекнул Энгра подражании Перуджино. Однако на самом деле искусство Энгра было далеко от искусства мастеров Возрождения тех жизненных проблем, которые будоражили общественное сознание накануне революции 1830 г.
Эта композиция, как некоторые другие («Св. Симфорион», 1834; «Стратоника», 1840), дает представление о том, как Энгр понимает вечный идеал красоты. Искусство современность для него — понятия несовместимые. Так как творчество художника
|