было на руку тем, кто не хотел видеть поступательное движение истории, Энгр стал любимцем высшего света. Он создает панно (1843–1847) для замка герцога де Люиня, пишет «Стратонику» для герцога Орлеанского.
В честь официально признанного художника устраиваются приемы и банкеты, а сам он пишет множество композиций, хотя идеальных в профессиональном плане, но отличающихся холодностью театральной пафосностью («Апофеоз Наполеона I», 1853; «Жанна д’Арк на коронации Карла VII», 1854, многие другие). Однако, создавая большие исторические библейские композиции, Энгр продолжает работать жанре портрета. Помимо серии карандашных работ (особое место среди которых занимает портрет мадемуазель Лоримье, 1828 г.), он создает живописный портрет Бертена-старшего (1832), основателя «Журналь де деба». Глубокая психологическая характеристика, выделяющая это произведение на фоне многих работ, полностью отвечает прогрессивным тенденциям современности предвосхищает реализм середины века. Желание изобразить реальную жизнь преодолело теоретические домыслы автора.
Обращаясь к многогранному искусству великого французского художника, нельзя не сказать о противоречивости его стремлений: с одной стороны, он всегда хотел быть верным натуре, другой — не отступать от «вечного идеала красоты», под которым нужно понимать искусство античности эпохи Возрождения. При этом обе тенденции гармонично сочетались только ранний период его творчества.
Жизнь великого портретиста оборвалась 1867 г., Париже. Испытывая чувство влюбленности каждую свою модель, художник всегда провожал позировавшую ему женщину до кареты. И вот однажды зимнее время 87-летний мастер вышел провожать даму непокрытой головой, простудился серьезно заболел. Так получилось, что болезнь стала для него роковой. Романтизм во Франции
Романтизм как направление живописи сформировался Западной Европе еще конце XVIII в. Своего расцвета романтизм искусстве большей части западноевропейских стран достиг 20–30-х гг.19 столетия.
|