Эжен ДелакруаФердинанд Виктор Эжен Делакруа, знаменитый французскийхудожник и график, продолжатель традиций романтизма, сложившихся в творчестве Жерико, родился в 798 г. Не окончив образование в императорском лицее, в 85 г. Делакруа поступает наобучение к известному мастеру Герену. Однако художественныеметоды молодого живописца не соответствовали требованиям учителя, поэтому спустя семь лет юноша покидает его.Учась у Герена, Делакруа много времени уделяет изучениютворчества Давида и мастеров живописи эпохи Возрождения. Культуру античности, традициям которой следовал и Давид, он считаетосновополагающей для развития мирового искусства. Поэтому эстетическими идеалами для Делакруа были произведения поэтов имыслителей Древней Греции, среди них особенно высоко художникценил сочинения Гомера, Горация и Марка Аврелия.Первыми работами Делакруа были неоконченные полотна,где молодой живописец стремился отразить борьбу греков с турками. Однако художнику не хватало мастерства и опыта, чтобысоздать выразительную картину.В 822 г. Делакруа выставляет в парижском Салоне своюработу под названием «Данте и Вергилий». Это полотно, необычайно эмоциональное и яркое по цветовой гамме, во многом напоминает работу Жерико «Плот “Медузы”».Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе». Именнов ней воплотился давний замысел художника показать борьбугреков с турками. Общая композиция картины складывается изнескольких частей, которые образуют размещенные по отдельности группы людей, каждая из них имеет свой драматическийконфликт. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма. Ощущение напряженности и динамизма усиливается за счет сочетания плавных и резких линий, образующих фигуры персонажей, что приводит к изменению пропорцииизображаемого художником человека. Однако именно благодаря этому картина приобретает реалистичный характер и жизненную убедительность.Творческий метод Делакруа, в полной мере выразившийсяв «Резне на Хиосе», далек от классицистического стиля, принято320 ЖИВОПИСЬ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКАго тогда в официальных кругах Франции и среди представителейизобразительного искусства. Поэтому картина молодого художникабыла встречена в Салоне резкой критикой.Несмотря на неудачу, живописец остается верен своему идеалу. В 827 г. появляется еще одно произведение, посвященноетеме борьбы греческого народа за независимость,— «Греция наразвалинах Миссолонги». Фигура решительной и гордой гречанки, выведенная на полотне, олицетворяет здесь непокореннуюГрецию.В 827 г. Делакруа исполнил две работы, которые отразилитворческие поиски мастера в области средств и способов художественного выражения. Это полотна «Смерть Сарданапала» и«Марино Фальеро». На первом из них трагизм ситуации переданв движении человеческих фигур. Статичным и спокойным является здесь лишь образ самого Сарданапала. В композиции «Марино Фальеро» динамична только фигура главного персонажа. Остальные же герои словно застыли от ужаса при мысли о том, чтодолжно произойти.В 20-е гг.XIX в. Делакруа выполнил ряд произведений, сюжетыкоторых взяты из известных литературных сочинений. В 825 г. художник побывал в Англии, на родине Уильяма Шекспира. В томже году под впечатлением этого путешествия и трагедии знаменитого драматурга Делакруа была выполнена литография «Макбет». В период с 827 по 828г.он создал литографию «Фауст», посвященную одноименному сочинению Гёте.В связи с событиями, происходившим во Франции в 830 г.,Делакруа исполнил полотно«Свобода, ведущая народ». Революционная Франция представлена в образе молодой, сильной женщины, властной, решительной и независимой, смеловедущей за собой толпу, в котоЭжен Делакруа. Резня на Хиосе.824 г.
|