жестокий мир, в котором каждый человек должен приложить всесилы, чтобы выжить, не утонуть в холодном море.Особое место в своих художественных композициях Фридрихотводит изображению неба. Это едва ли не самый важный элементего живописи. Современники рассказывают, что, когда мастер писал небо, никто не должен был нарушать его покой.Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будтовбирают в себя авторское «я» живописца. Герой в произведенияхФридриха всегда оказывается стоящим в стороне от главногов композиции — картины-пейзажа. И в то же время человек и природа — собеседники, ведущие неторопливый разговор о мироустройстве, о судьбе и месте человека в этом мире. Маленькие фигурки людей на полотнах Фридриха создают настроение одиночества и грусти, растерянности и безысходности. Таковы картины«Женщина у окна» (88), «Месса в готической руине» (89),«Двое, созерцающие луну» (89–820), «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Восход луны над морем»(82).Почти во всех произведениях Фридриха звучит тема одиночества человека перед лицом величественной и равнодушной природы, с которой он неосознанно стремится слиться. Единственныйпуть к этому художник видит в смерти. В понимании романтиковсмерть духовно очищает и освобождает человека. Эта мысль присутствует почти во всех картинах Фридриха, но даже если в нихнет символов смерти, о ней напоминает такая деталь, как переход от сумерек к ночной тьме и от мрака к свету.Нередко дальние планы на картинах Фридриха оказываютсягораздо светлее переднего. Художник как бы подсказывает зрителю выход из создавшейся трагичной ситуации, путь избавленияот страданий и одиночества. Он зовет зрителя подальше от мирской суеты, вперед, к светлым, солнечным далям, туда, где царитпокой и тишина. Таковы его композиции «Горный пейзаж», «Пейзаж с радугой» (809), «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди»,«Женщина у окна», «Луга под Грейфсвальдом» (820–830).Каспар Давид Фридрих скончался в 840 г.Живопись знаменитого немецкого романтика наполнена глубоким философским смыслом и требует от зрителя сосредоточенности, внимательности и умения ассоциативно связывать художественные образы с реалиями действительности. Не многим это
|