мифологических и библейских легендах. Картины природы становятся действующими персонажами. Они помогают зрителю понятьсмысл общей композиции, раскрывают творческий замысел художника. Наибольший интерес среди подобных картин представляют «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель» (89) и «Улисс иПолифем» (828–829). В первом произведении автор проводит параллель между бушующей стихией и столь же бурно развивающейся историей человечества. В «Улиссе и Полифеме» художник,показывая восход солнца, выражает мысль о победе света надсумраком, добра над злом.Интересна история создания Тёрнером полотна «Последнийрейс корабля «Отважный», работа над которым была завершенав 838 г. Как-то раз, находясь на берегу Темзы, художник увидел,как буксир тянет за собой старый и разбитый пароход «Отважный», который когда-то был участником Трафальгарской битвы.Эта картина произвела на живописца настолько сильное впечатление, что он решил запечатлеть ее на полотне. Вскоре была создана необычайно выразительная композиция, изображающаяпоследний путь старого парохода. Ведомый буксиром, он движетсяпо реке медленно и важно, будто старый ветеран проходит вдольстроя солдат-новобранцев. Композиция написана яркими и сочными красками, что придает ей еще большую экспрессию.В поздних работах художник часто использует сложную цветовую гамму. Разнообразием оттенков отличаются его «Вечерняязвезда» (840) и полотно «Похороны Уилки на корабле»(842), повествующее о последнем прощании с умершим английским живописцем Дэвидом Уилки.В 40-е гг.XIX в. в творчестве художника наступает кризис. Наиболее ярко этот период в искусстве Тёрнера представляет картина«Невольничий корабль», созданная в 840 г. На полотне изображенотемное, полное акул, бушующее море, поглощающее тела больныхнегров-рабов, выброшенных заборт. Ужас перед реально происходившим событием рождаетнеобычные, мистические образы.Стремительный динамизми высокая патетика композиДж. М. У. Тёрнер.Улисс, уплывающий от Полифема.828–829 гг.
|