Символизм — идеалистическое литературно-художественноенаправление в искусстве второй половины XIX в. Сам термин «символизм» идет от греческого слова simbolon— знак. В этом необычном искусстве выразилось разочарование части европейскойинтеллигенции в современной действительности, страх перед миром шагающей вперед науки и техники, где нет места духовнымидеалам ушедших эпох. Эти настроения вылились в полную пессимизма и ностальгических обращений к прошлому живопись художников-символистов.
Идеи и принципы символизма были провозглашены французским поэтом Шарлем Бодлером, считавшим, что реальность в искусстве должна выражаться посредством символов. По теорииБодлера художественные средства (краски, линии и т. п.), применяемые живописцами,— условные знаки, с помощью которыхмастер может передать свои мысли, чувства и настроения. Символизм в изобразительном искусстве опирался на литературныйи живописный романтизм (особенно немецкий с его страстью ковсему таинственному и мистическому).
Художественные средства символисты заимствовали из официального, академического искусства (строгость композиционногопостроения, четкость линий) или модерна (плоскостная композиция, декоративность, изощренность контуров, вытянутость фигур).
Близка символизму мечтательная живопись романтиков Ф.О.Рунгеи К. Д. Фридриха, искусство прерафаэлитов, графика О. Бёрдсли.Символизм во Франции, очень разнообразный по формам выражения, представлен в утонченных произведениях Г. Моро,
|