современности нашла свое выражение и в годы нашествия наполеоновской армии. Национально-освободительная война, котораяв это время вспыхнула в Испании, отразила сложность исторической судьбы испанского народа, находившегося в силках феодально-католических представлений. Пока длилась кровавая бойня,Гойя находился вместе с испанским народом, выразив свои настроения в целом ряде работ. Так, на полотне «Восстание 2 мая 808г.»(84) изображена схватка испанцев с мамлюками французскойконницы на Пуэрта дель Соль.Тогда же написана и получившая широкую известность картина «Расстрел испанских повстанцев французскими солдатамив ночь со 2 на 3 мая 808 г.»(84). Свет фонаря вырывает из темноты часть холма и прижатую к нему группу повстанцев, на которых нацелены ружья солдат. На полотне изображен самый напряженный момент — мгновение перед залпом. Художник стремится наиболее точно передать глубину переживаний людей,ожидающих смерти. Гойе удалось показать проявление безысходной обреченности, страстного протеста, безумного ужаса, волевойсобранности, тихого отчаяния и испепеляющей ненависти к врагу.Центральный образ, воплощающий весь смысл композиции, —фигура повстанца в белой рубашке. Именно он олицетворяет непобедимую силу жизни.Глубокий драматизм композиции создается с помощью динамики жестов (вскинутые вверх руки центрального героя и распростертые руки убитого) и выразительности цвета: гамма сумрачных коричнево-серых и зелено-серых тонов под действием зловещего света загорается светло-коричневыми, желтыми и краснымипятнами, на фоне которых в глаза бросается ослепительно белоепятно рубашки повстанца.Тема страданий и подвигов народа получила свое продолжение и развитие в 85 офортах серии «Бедствия войны», появившейся в период с 80 по 820 г. (название было дано Академией СанФернандо при издании). В смысловом отношении эта серия многопланова. Трагедия народа показана художником беспощаднои правдиво, без какого бы то ни было приукрашивания или смягчения: это горы трупов, пожары, казни партизан, мародерство,голод, карательные экспедиции, подвергнувшиеся насилию женщины и дети. И все эти картины — непосредственные наблюдения автора, подписавшего некоторые листы словами «Я это видел», «И это тоже», «Так было» и т. д. Вместе с тем нужно от
|