Вскоре Испания ощутила новый революционный подъем. Толчком ко второй буржуазной революции 820–823 гг. послужиловосстание экспедиционных войск на острове Леон, возглавленноеРафаэлем Риего.В предреволюционные годы, а также в годы революции творчество Гойи характеризуется сложным многообразием тем, образов и настроений. Этот период — время трагических раздумий художника о жизни, одиночестве, усиливающейся болезни, периоддушевного смятения и поисков светлого и прекрасного. Все портреты (в том числе и автопортрет 85 г.), написанные в эти годы,отличаются особой внутренней содержательностью. Ощущение нарастающего трагизма, напряжения и взволнованности передается и тем произведениям, в которых мастер изображает сюжетыизлюбленной для него темы народных праздников и гуляний (картина «Майское дерево», 85; графическая серия «Тавромахия»,85). Особого внимания заслуживают рисунки, посвященные борцам за свободу, ученым и мыслителям, ставшим жертвами инквизиции (серия «Заключенные»), где художник развивает тему страдающего узника, впервые затронутую в «Капричос».Иными настроениями проникнуты произведения «Прогулка»(«Молодость», ок.85), «Кузнецы» (89), «Водоноска» (ок.820).Крупная по размерам картина «Кузнецы» представляет собойкомпактное изображение крепких фигур кузнецов, захваченныхритмом работы. Сочетание черного и серого с белым и краснымрождает впечатление суровой, но в то же время торжественнойкрасоты, а низкая линия горизонта и пластическая моделировкаформ придают картине монументальную значительность.Принцип героизации свойствен и небольшому полотну «Водоноска», на котором изображена молодая испанская девушка, преисполненная силы и свежести. Цветовая гамма выполнена в радостных светлых — от розово-желтых до оливково-коричневых — тонах,густым, сильным, коротким мазком. В отличие от ранних произведений в этих картинах достигнута высокая степень художественного обобщения, а цвет, который раньше служил только для подчеркивания декоративно-зрелищной красоты народной жизни, становится выражением внутреннего смысла самих образов.Помимо работ данной линии, в искусстве Гойи есть и произведения иного плана. Так, например, если раньше фантастическиеобразы населяли только его графику, то теперь они появились ив его живописи, привнося в полотна сложность и богатство замысла,
|