который порой остается неразгаданным. Одной из первых и наиболее известных картин подобного рода принято считать «Колосс»,точная датировка которой не установлена (исследователи полагают,что она была создана между 808 и 84 гг.).Следующий шаг — роспись Кинта дель Сордо («Дома Глухого»), где художник жил с 89 г. Стены комнат Гойя покрыл пятнадцатью темными (преобладают оливково-серые и черные краски с редкими вкраплениями белого, желтого и розовато-красного), выполненными масляными красками панно фантастическогохарактера. Данные росписи образуют сложную аллегорическуюсистему образов, художественных иносказаний, ассоциаций и намеков. Характерно, что в некоторых угадывается политическоенаполнение, в других связь с реальностью проходит как бы черезпризму личностного мировосприятия автора. Тем не менее, абсолютно всем при взгляде на эти произведения становится ясно, чтов «Доме Глухого» подчеркнуто господствует темное начало, придающее изображению вид кошмарного сна. Росписи Кинта дельСордо не могут быть отнесены к монументальной живописи, таккак традиционный принцип, позволяющий это сделать, здесь отсутствует, а сам монументализм, благодаря такому подходу,приобретает совершенно иное наполнение.Среди графических работ Гойи обращает на себя внимание ицикл офортов, объединенных под названием «Диспаратес» (т.е.«нелепость, безумства») (ок.820).Со временем жизнь в Испании становится для художника всеболее невыносимой, и под предлогом лечения в 824 г. он покидает родные края и поселяется в Бордо, откуда совершает поездкув Париж. Будучи глухим, почти потерявшим зрение, Гойя продолжает создавать шедевры. Именно в Бордо написана картина, изображающая молодую крестьянку («Молочница из Бордо»). Кромеэтого, в данный период художником были исполнены портретыдрузей-изгнанников Леонардо Моратина и Пио де Молина.Умер Гойя в 83-летнем возрасте, 6 апреля 828 г.
|