С конца XVIII в. Франция играла главную роль в общественно-политической жизни Западной Европы.XIX в. ознаменовалсяшироким демократическим движением, охватившим почти все слоифранцузского общества. За революцией 830 г. последовала революция 848 г. В 87 г. народ, провозгласивший Парижскую коммуну, сделал первую в истории Франции и всей Западной Европы попытку завладеть политической властью в государстве.Критическая обстановка, сложившаяся в стране, не могла неповлиять на мироощущение людей. В эту эпоху передовая французская интеллигенция стремится найти новые пути в искусствеи новые формы художественного выражения. Именно поэтомув живописи Франции реалистические тенденции обнаружились намного раньше, чем в других западноевропейских странах.Революция 830 г. принесла в жизнь Франции демократическиесвободы, которыми не преминули воспользоваться художники-графики. Острые политические карикатуры, нацеленные против правящих кругов, а также пороков, царящих в обществе, заполнилистраницы журналов «Шаривари», «Карикатюр». Иллюстрации дляпериодических изданий выполнялись в технике литографии. В жанре карикатуры работали такие художники, как А. Монье, Н. Шарле,Ж. И. Гранвиль, а также замечательный французский графикО. Домье.Важную роль в искусстве Франции в период между революциями 830 г. и 848 г. сыграло реалистическое направление в пейзажной живописи — т. н. барбизонская школа. Этот термин идетот названия маленькой живописной деревушки Барбизон недалеко от Парижа, куда в 830–840-х гг. приезжали многие французские художники для изучения натуры. Не удовлетворенныетрадициями академического искусства, лишенного живой конкретности и национального своеобразия, они стремились в Барбизон, где, внимательно исследуя все изменения, происходящиев природе, писали картины с изображением скромных уголковфранцузской природы.Хотя произведения мастеров барбизонской школы отличаются правдивостью и объективностью, в них всегда чувствуется настроение автора, его эмоции и переживания. Природа в ландшафтах барбизонцев не кажется величественной и отстраненной, онаблизка и понятна человеку.Нередко художники писали одно и то же место (лес, реку,пруд) в разное время суток и при разных погодных условиях.Выполненные на открытом воздухе этюды они перерабатывалив мастерской, создавая цельную по композиционному построению
|