но работать в области политической сатиры стало невозможно.Поэтому Домье, как и многие другие мастера политической карикатуры, переключается на темы, связанные с обыденной жизнью, где отыскивает и выводит на поверхность животрепещущиесоциальные вопросы. В это время во Франции выходят целые сборники карикатур, рисующих быт и нравы общества той эпохи.Домье вместе с художником Травьесом создает серию литографийпод названием «Французские типы»(835–836). Подобно Бальзакув литературе, Домье в живописи разоблачает современное емуобщество, в котором правят деньги.Министр Гизо провозглашает лозунг «Обогащайтесь!». Домьеоткликается на него созданием образа Робера Макэра — афериста и проходимца, то умирающего, то воскресающего вновь (серия «Карикатюрана», 836–838). В других листах он обращается к теме буржуазной благотворительности («Современная филантропия», 844–846), продажности французского суда («Деятелиправосудия», 845–849), напыщенного самодовольства обывателей (лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке», входящий в серию «Салон 857 года»). В обличительной манере исполнены и другие серии литографий: «День холостяка»(839), «Супружеские нравы» (839–842), «Лучшие дни жизни»(843–846), «Пасторали»(845–846).Со временем рисунок Домье несколько трансформируется,штрих становится более выразительным. По словам современников, мастер никогда не использовал новые отточенные карандаши,предпочитая рисовать обломками. Он считал, что этим достигается разнообразие и живость линий. Возможно, поэтому его работы с течением времени приобретают графический характер, вытесняя присущую им ранее пластичность. Нужно сказать, чтоновая манера более подходила графическим циклам, где вводился рассказ, а само действие развертывалось либо в интерьере, либов пейзаже.Однако Домье все же более склонен к политической сатире, икак только появляется возможность, он вновь принимается залюбимое занятие, создавая листы, наполненные гневом и ненавистью к правящей верхушке. В 848 г. произошел новый революционный всплеск, однако он был подавлен и над республикой навислаугроза со стороны бонапартизма. Откликаясь на эти события,Домье создает Ратапуаля — хитрого бонапартистского агента и
|