Однако среди работ подобного типа (особенно в конце 860-х —начале 870-х гг.) встречаются произведения, проникнутые оптимизмом. Это картины, в которых мастер акцентирует свое внимание на пейзаже, залитым солнечным светом. Таковы полотна «Купание пастушкой гусей» (863), «Купание лошадей» (866), «Молодая пастушка» (872). В последнем Милле очень тонко передаетсолнечный луч, проходящий сквозь листву деревьев и игриво ласкающий платье и лицо девушки.В последний период творчества художник пытается пойматьи запечатлеть на полотне краткие мгновения жизни. Это стремление к фиксации момента было вызвано желанием непосредственно отобразить реальную действительность. Так, например, в пастели «Осень, отлет журавлей» (865–866) жест девушки-пастушки, наблюдающей за полетом журавлиной стаи, вот-вот долженизмениться; а если взглянуть на композицию «Гуси», выставленную в Салоне 867 г., то кажется, что еще мгновение — и мерцающий свет переменится. Такой принцип позднее найдет свое выражение в работах художников-импрессионистов.Однако необходимо заметить, что в последних работах Милле, особенно в его фигурных композициях, вновь ощутимы поискимонументальности. Особенно отчетливо это можно проследить пополотну «Возвращение с поля. Вечер» (873), в котором группакрестьян и животных выделяется на фоне вечернего неба сливающимся обобщенным силуэтом.Итак, с 848 г. и до конца жизни Милле ограничил себя изображением деревни и ее жителей. И хотя он вовсе не стремился придатьсвоим произведениям острыйсоциальный смысл, а хотеллишь во что бы то ни стало сохранить патриархальные традиции, его творчество воспринималось как источник революционных идей.Свою жизнь Милле окончил в Барбизоне в 875 г.Ж. Ф. Милле. Церковьв Гревилле. 87 г.
|