(849–850) социальный смысл был заложен живописцем сознательно. Он поставил цель с беспощадной правдивостью изобразитьнепосильный труд и беспросветную нищету французского крестьянства. Недаром в пояснении к картине Курбе писал: «Так начинают и так кончают». Для усиления впечатления мастер обобщает представляемые образы. Несмотря на некоторую условностьв передаче света, пейзаж воспринимается очень правдиво, впрочем, как и фигуры людей. Кроме «Дробильщиков камней», живописец выставил в Салоне полотна «Похороны в Орнане» (849) и«Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (854). Все эти картины были так непохожи на произведения других участников выставки, что поразили современников Курбе.Так, «Похороны в Орнане» представляют собой крупноформатное полотно, необычное по замыслу и значительное по художественному мастерству. В нем все кажется необычным и непривычным:тема (похороны одного из обывателей маленького городка), и герои (мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, реалистично написанные). Творческий принцип Курбе, провозглашенный в этойкартине,— правдиво показать жизнь во всей ее неприглядности,не остался незамеченным. Недаром одни современные критикипрозвали ее «прославлением безобразного», а другие, наоборот, старались оправдать автора, ведь «не вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная меГ. Курбе. Похороны в Орнане. 849 г.
|