перестало отвечать его замыслам. Вскоре Курбе приходит к тональной живописи и моделировке объемов светом. Сам он говоритоб этом так: «Я делаю в моих картинах то, что солнце делаетв природе». При этом в большинстве случаев художник пишет натемном фоне: сначала кладет темные краски, постепенно переходит к светлым и доводит их до самого яркого блика. Краска уверенно и энергично наносится с помощью шпахтеля.Курбе не застревает на какой-то одной теме, он постояннонаходится в поиске. В 855 г. живописец выставил «Мастерскуюхудожника», которая представляет своеобразную декларацию.Сам он называет ее «реальной аллегорией, определяющей семилетний период его художественной жизни». И хотя эта картина неявляется лучшим произведением Курбе, ее цветовая гамма, выдержанная в серебристо-серых тонах, говорит о колористическоммастерстве живописца.В 855 г. художник устраивает персональную выставку, которая стала настоящим вызовом не только академическому искусству, но и всему буржуазному обществу. Показательно предисловие, написанное автором к каталогу этой своеобразной выставки.Так, раскрывая понятие «реализм», он прямо заявляет о своихцелях: «Быть в состоянии передавать нравы, идеи, внешний видмоей эпохи согласно моей оценке — одним словом, создать искусство живое — такова была моя цель». Курбе видел все стороныдействительности, ее многообразие и старался воплотить егов своем творчестве с максимальной правдивостью. Будь то работа над портретом, пейзажем или натюрмортом, мастер везде с одинаковым темпераментом передает материальность и плотностьреального мира.В 860-х в работах живописца стираются грани между портретом и жанровой композицией (в дальнейшем данная тенденциябудет характерна для творчества Э. Мане и других художниковимпрессионистов). В этом отношении наиболее показательны полотна «Маленькие англичанки у открытого окна на берегу моря»(865) и «Девочка с чайками»(865). Отличительной чертой этихпроизведений является то, что живописца интересуют не столькосложные переживания персонажей, сколько красота, присущаяматериальному миру.Характерно, что после 855 г. художник все чаще обращается к пейзажу, с большим вниманием наблюдая воздушную и водную стихии, зелень, снег, животных и цветы. Множество пейза
|