к выставленным в Лувре полотнам великих предшественников, копируя и тщательно изучая их. Большое влияние на его творческие взгляды оказали работы таких мастеров, как Тициан, Д. Веласкес, Ф. Гойя и Э. Делакруа; перед последним молодой художник преклонялся. В 857 г. Мане посетил великого маэстро ипопросил разрешения снять несколько копий с его «Барки Данте», которые сохранились до настоящего времени в Музее Метрополитен в Лионе.Вторую половину 860-х гг. художник посвятил изучению музеев Испании, Англии, Италии и Голландии, где копировал картиныРембрандта, Тициана и др. В 86 г. его работы «Портрет родителей» и «Гитарист» получили признание критики и удостоились«Почетного упоминания».Изучение творчества старых мастеров (главным образом венецианцев, испанцев XVII в., а позже Ф. Гойи) и его переосмысление приводит к тому, что к 860-м гг. в искусстве Мане наблюдается противоречие, проявляющееся в наложении музейного отпечатка на некоторые его ранние картины, к каторым относятся:«Испанский певец»(860), отчасти «Мальчик с собакой» (860),«Старый музыкант»(862).Что касается героев, то художник, подобно реалистам середины XIX в., находит их в бурлящей парижской толпе, среди гуляющих в саду Тюильри и постоянных посетителей кафе. В основном это яркий и красочный мир богемы — поэты, актеры, художники, натурщицы, участники испанской корриды: «Музыкав Тюильри»(860), «Уличная певица»(862), «Лола из Валенсии»(862), «Завтрак на траве»(863), «Флейтист»(866), «ПортретЭ.Золя» (868).Среди ранних полотен особое место занимает «Портрет родителей»(86), представляющий очень точную реалистическую зарисовку внешнего облика и склада характера престарелой пары.Эстетическая значимость картины заключается не только в детальном проникновении в духовный мир персонажей, но и в том, насколько точно передано сочетание наблюдательности и богатстваживописной разработки, указывающее на знание художественныхтрадиций Э. Делакруа.Другое полотно, являющееся программным произведениемживописца и, надо сказать, весьма типичное для его раннего творчества,— «Завтрак на траве» (863). В этой картине Мане взялопределенную сюжетную композицию, напрочь лишенную какойбы то ни было значительности.
|