дожественного языка. Эдуард Мане, так же как и многие другиеимпрессионисты, в частности Клод Моне и Камиль Писсарро,отказывается от устаревшей системы живописи, сложившейсяв XVII в. (подмалевок, прописи, лессировки). С этого времени полотна начинают писаться техникой, получившей название «а-ляприма», отличающейся большей непосредственностью, эмоциональностью, близкой к этюдам и эскизам.Период перехода от раннего творчества к зрелому, занимающий у Мане практически всю вторую половину 860-х гг., представлен такими картинами, как «Флейтист» (866), «Балкон»(ок.868–869) и др.На первом полотне на нейтральном оливково-сером фоне изображен мальчик-музыкант, подносящий к губам флейту. Выразительность едва уловимого движения, ритмическая перекличкапереливающихся золотых пуговиц на синем мундире с легким ибыстрым скольжением пальцев по отверстиям флейты говорято врожденной артистичности и тонкой наблюдательности мастера. Не смотря на то, что манера живописи здесь достаточно плот’на, цвет весом, и художник еще не обратился к пленэру, данноеполотно в большей степени, чем все остальные, предвосхищает зрелый период творчества Мане. Что касается «Балкона», то он скорее ближе к «Олимпии», нежели к работам 870-х гг.В 870–880 гг. Мане становится ведущим живописцем своеговремени. И хотя импрессионисты считали его своим идейным вождем и вдохновителем, да и сам он всегда был согласен с нимив толковании основополагающих взглядов на искусство, его творчество гораздо шире и не укладывается в рамки какого-то одногонаправления. Так называемый импрессионизм Мане, по сути, более близок искусству японских мастеров. Он упрощает мотивы,приводя в равновесие декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое, лишенное отвлекающихподробностей впечатление, выражение радости ощущения («Наберегу моря», 873).Кроме того, в качестве главенствующего жанра он стремитсясохранить композиционно законченную картину, где основное место отведено образу человека. Искусство Мане является завершающей стадией развития многовековой традиции реалистическойсюжетной картины, зарождение которой произошло еще в эпохуВозрождения.
|