ло болен). В центре композиции расположена фигура молодой женщины-продавщицы, повернутой в фас к зрителю. Немного усталая,привлекательная блондинка, одетая в темное платье с глубокимпоказана, выступает на фоне огромного, занимающего всю стену, зеркала в котором отражается зарево мерцающего света и неопределенные, размытые очертания сидящей за столиками кафе публики.Женщина повернута лицом к залу, в котором как бы находится исам зритель. Этот своеобразный прием придает на первый взгляд традиционной картине некоторую зыбкость, наталкивающую на сопоставление мира реального и отраженного. При этом и центральнаяось картины получается смещенной в правый угол, в котором, согласнохарактерному для 870-х гг. приему, рама картины немного загораживает отраженную в зеркале фигуру мужчины в цилиндре, разговаривающего с молодой продавщицей.Таким образом, в данном произведении классический принципсимметрии и устойчивости сочетается с динамическим смещением в сторону, а также с фрагментарностью, когда из единого потока жизни выхватывается определенный момент (фрагмент).Было бы неверным думать, что сюжет «Бара в Фоли-Бержер»лишен существенного содержания и представляет собой некуюмонументализацию малозначительного. Фигура молодой, но ужевнутренне утомленной и безразличной к окружающему маскараду женщины, ее блуждающий, обращенный в никуда взгляд, отчужденность от иллюзорного блеска жизни за ее спиной, вносятв работу значительный смысловой оттенок, поражающий зрителясвоей неожиданностью.Зритель любуется неповторимой свежестью двух роз, стоящихна стойке бара в хрустальном бокале с искрящимися гранями; итут же непроизвольно возникает сопоставление этих роскошныхцветов с полуувядшей в духоте зала розой, приколотой к вырезуплатья продавщицы. Глядя на картину, можно увидеть неповторимый контраст между свежестью ее полуоткрытой груди и блуждающим по толпе, безразличным взглядом. Данное произведениесчитается программным в творчестве художника, т. к. в нем представлены элементы всех его излюбленных тем и жанров: портрет,натюрморт, различные световые эффекты, движение толпы.В целом наследие, оставленное Мане, представлено двумяаспектами, особенно ярко проявляющимися в его последней работе. Во-первых, своим творчеством он завершает и исчерпываетразвитие классических реалистических традиций французского
|