пика с дочерьми на площади Согласия, относящийся к 873г. Здесьтрезвая прозаичность фиксации преодолевается за счет ярко выраженной динамики композиции и необычайной резкости передачи характера Лепика; одним словом, это происходит благодаря художественно острому и резкому раскрытию характерно-выразительногоначала жизни.Нужно заметить, что произведения этого периода отражаютвзгляд художника на изображаемое им событие. Его картиныразрушают привычные академические каноны. Полотно Дега«Музыканты оркестра» (872) построено на резком контрасте,который создается в результате сопоставления голов музыкантов(написанных крупным планом) и маленькой фигурки танцовщицы, кланяющейся зрителям. Интерес к выразительному движениюи его точному копированию на полотне наблюдается и в многочисленных эскизных статуэтках танцовщиц (нельзя забывать о том,что Дега был и скульптором), создаваемых мастером с целью какможно более точно уловить суть движения, его логику.Художник интересовался профессиональной характерностьюдвижений, поз и жестов, лишенных какой бы то ни было поэтизации. Особенно это заметно в произведениях, посвященных скачкам («Молодой жокей», 866–868; «Скачки в провинции. Экипаж на скачках», ок.872; «Жокеи перед трибунами», ок.879и др.). В «Проездке скаковых лошадей» (870-е) анализ профессиональной стороны дела дан почти с репортерской точностью.Если сравнить это полотно с картиной Т. Жерико «Скачкив Эпсоме», то сразу становится понятно, что из-за своей явнойаналитичности произведение Дега сильно проигрывает эмоциональной композиции Т. Жерико. Те же качества присущи и пастели Дега «Балерина на сцене»(876–878), которая не принадлежит к числу его шедевров.Однако, несмотря на такую односторонность, а может, дажеблагодаря ей, искусство Дега отличается убедительностью и содержательностью. В своих программных произведениях он оченьточно и с большим мастерством раскрывает всю глубину и сложность внутреннего состояния изображенного человека, а такжеатмосферу отчужденности и одиночества, в которой живет современное ему общество, в том числе и сам автор.Впервые эти настроения были зафиксированы в небольшомполотне «Танцовщица перед фотографом» (870-е), на которомхудожник написал одинокую фигурку танцовщицы, застывшую
|