сти, К. Моне, А. Сислея и, отчасти, О. Ренуара) с их созерцательным подходом к окружающему миру. Данный принцип художникиспользовал уже в ранней работе «Контора по приему хлопкав Новом Орлеане» (873), вызвавшей восхищение Э. Гонкура искренностью и реалистичностью. Таковы более поздние его произведения «Мисс Лала в цирке Фернандо» (879) и «Танцовщицыв фойе»(879), где в пределах одного мотива дан тонкий анализсмены разнохарактерных движений.Иногда данный прием некоторые исследователи используют длятого, чтобы указать на близость Дега с А. Ватто. Хотя оба художника действительно в некоторых моментах схожи (А. Ватто так жеакцентирует внимание на разнообразных оттенках одного и тогоже движения), однако достаточно сравнить рисунок А. Ваттос изображением движений скрипача с упомянутой композицииДега, как сразу чувствуется противоположность их художественныхприемов.Если А. Ватто старается передать неуловимые переходы одного движения в другое, так сказать, полутона, то для Дега, наоборот, свойственна энергичная и контрастная смена мотивов движения. Он больше стремится к их сопоставлению и резкому столкновению, нередко делающему фигуру угловатой. Таким способомхудожник пытается уловить динамику развития современной емужизни.В конце 880— начале 890-х гг. в творчестве Дега наблюдается преобладание декоративных мотивов, что, вероятно, объясняется некоторым притуплением зоркости его художественного восприятия. Если в полотнах начала 880-х, посвященных обнаженной натуре («Женщина, выходящая из ванной», 883), в большейстепени наблюдается интерес к яркой выразительности движения,то к концу десятилетия интерес художника заметно смещаетсяв сторону изображения женской красоты. Особенно хорошо заметно это в картине «Купанье»(886), где живописец с большим мастерством передает очарование гибкого и грациозного тела молодой женщины, наклонившейся над тазом.Художники и раньше писали подобные картины, однако Дегаидет несколько иным путем. Если героини других мастеров всегдачувствовали присутствие зрителя, то здесь живописец изображаетженщину, как будто совершенно не заботящуюся о том, как онавыглядит со стороны. И хотя такие ситуации выглядят красивымии вполне естественными, однако образы в подобных работах нередко
|