(философ того времени) в «Творческой революции» пишет: «Мы не можем понять творчество. Разум искусственно разделяет мир, а потом соединяет. Разум обманывает. Нужен жизненный порыв». Сюрреализм (сюр- сверх) основывался на интуитивизме Бегрсона, бессознательности Фрейда, герменевтике (фантазия) Дильтея. Соеди-нение несоединимого, свободные ассоциации - Дали, Миро, Эрнст. Они считали, что надо разрушить мир, ломая его предполагаемую реальность, чтобы пробудить разум к сверхреальному. Кубизм - попытка выразить художественные образы в различных кубических формах (Сезан, Пикассо). Это форма, которая отражает поиск идеи.. Сам же изображаемый предмет для них иррационален, интросубъективен. Их не интересовал реальный мир, главное форма. Абстракционизм - высвобождение от формы. Основатель - Кондинский 1910 г. (Мне не понравился). Экспрессионизм - выражение. Красочность, контрастность. Бюфе, Джорж Руо «Купание в озере», «Голова клоуна» - он сам ( везде очень темные краски). Сущ. течение «Синийвсадник». Фовизм («дикий») - стремление к стихийному выражению чувств. Нобизм - синтез литературного символизма и декоративной обобщенности. Дадаизм («детский лепет») - возник в Швейцарии, основоположник Траза. Выражает нечто наивное, первозданное. Поль Элюар. Европейская литература 20в.
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый “бунт 14-ти”. Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Крамским, заявила протест против традиции, согласно которой конкурсная программа ограничивала свободу выбора темы произведения. Требования молодых художников выражали желание обратить искусство к проблемам современной жизни. Получив отказ Совета Академии, группа демонстративно вышла из Академии и организовала Артель художников по типу рабочей коммуны, описанной в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”. Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии.
К началу 1870-х гг. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Оно имеет своих теоретиков и критиков в лице И. Н. Крамского и В. В. Стасова, поддерживается материально П. М. Третьяковым, который в это время в основном приобретает произведения новой реалистической школы. Наконец, имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. Новое искусство получало, таким образом, более широкую аудиторию, которую в основном составляли разночинцы. Эстетические воззрения передвижников сформировались в предшествующее десятилетие в обстановке общественной полемики о путях дальнейшего развития России, порожденной неудовлетворенностью реформами 1860-х гг.
Представление о задачах искусства будущих передвижников формировалось под влиянием эстетики Н. Г. Чернышевского, провозгласившего достойным предметом искусства “обще-интересное в жизни”, которое понималось художниками новой школы как требование остросовременных и злободневных тем.
Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х гг. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (“Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ; “Встреча иконы” К. А. Савицкого, 1878, ТГ).
Однако свойственный искусству 1860-х гг. критический пафос, сосредоточенность на проявлениях социального зла уступает место в картинах передвижников более широкому освещению народной жизни, направленному и на положительные ее стороны. Передвижники показывают не только бедность, но и
|