непреодолимыми, так как порождала их не личная вражда, а стремление к прогрессу национальной культуры и искренняя убежденность балакиревцев в том, что данный путь — единственно верный.
Членов “Могучей кучки” связывала тесная дружба, они всегда были готовы поделиться друг с другом идеями, сюжетами, прийти на помощь. Так, Балакирев и Мусоргский подсказали Римскому-Корсакову сюжеты симфонии “Ангар” и оперы “Псковитянка”; Кюи и Даргомыжский подали Мусоргскому мысль об опере “Женитьба”; Бородин подарил Римскому-Корсакову сборник алжирских мелодий, откуда были заимствованы основные темы “Ангара”; Мусоргский передал Римскому-Корсакову план музыкальной картины “Садко”. Римский-Корсаков неоднократно приходил на помощь Бородину во время работы над оперой “Князь Игорь”. После смерти своих друзей Римский-Корсаков проделал титаническую работу по завершению или оркестровке опер Мусоргского “Хованщина” (1883), “Борис Годунов” (1896), “Женитьба” (1906), оперы Бородина “Князь Игорь” (1890, совместно с Глазуновым). Всех членов “Могучей кучки” объединяло стремление продолжить дело Глинки во славу и процветание отечественной музыки. Как и у Глинки, жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они воссоздавали ее через события истории и через образы поэтических сказок и былин; через философские раздумья о судьбах Родины и яркие картины быта, через образы русских людей всех сословий и времен.
Балакиревцы восхищались красотой русской народной песни. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100 — Римский-Корсаков. Любовь к русской песне отразилась и на стиле произведений самих композиторов, отличающихся ясным национальным колоритом. Живо интересовались “кучкисты” и песнями других народов России, особенно мелодиями Кавказа и Средней Азии.
Демократическая направленность творчества композиторов “ Могучей кучки” выразилась и в стремлении создавать музыку яркую, доступную и понятную широкому кругу слушателей. Это было одной из причин обращения к вокальным жанрам (романс, опера), создания программных инструментальных произведений, сближавших музыку с литературой и живописью.
Просветительская деятельность “Могучей кучки” и работа Бесплатной музыкальной школы наталкивались на враждебное отношение реакционных дворянско-аристократических кругов. Балакирев был не в силах противостоять им и на длительное время отошел от музыкальной и общественной деятельности. За это время его ученики и товарищи стали уже зрелыми художниками. Каждый из них пошел своим путем, и кружок распался. Однако никто не изменил идеалам “Могучей кучки” и не отрекся от товарищей. Идеи балакиревцев получили свое развитие в творческой и просветительской деятельности композиторов нового поколения. Их творчество и передовые идеи оказали большое влияние и на развитие зарубежной (в частности, французской) музыки.
|