(1857-59)
55х66 см
Музей Дорсе, Париж
Эту картину заказал Милле американский художник То-мас Эпплтон, очарованный «Сборщицами колосьев». Мил- ле написал крестьянина и его жену на закате. Они стоят со склоненными голосами, слушая церковный колокол, при-зывающий к вечерней молитве. Такая молитва читается католиками три раза в день. Работа получила название по ее по первым словам («Angelus Domini», что означает «Ангел Господень»). Эпплтон по неизвестным причинам не купил картину, и она в течение десяти лет переходила из рук в руки, время от времени появляясь на выставках. Ее простота и пафос благочестия завораживали зрите-лей, и вскоре почти в каждом французском доме появилась репродукция этой работы. В 1889 году, когда картину вновь предложили к продаже, за нее яростно боролись Лувр и консорциум американских торговых агентов. Американ-цы победили, отдав за полотно Милле рекордную по тем временам сумму (580 000 франков). Далее последовало тур-не картины по городам Америки. Позже, в 1909 году, она была перекуплена и подарена Лувру одним из французских толстосумов.
Фигура мужчины образует «колоннообразный» контур. Милле сумел написать этот образ так, что мы отчетливо видим, насколько неуклюже поворачивает мужчина в своих привыкших к грубой работе руках снятую с головы шляпу.
Длинная темная рукоятка и трезубец вил эффектно контрастируют с грубой фактурой свежевспаханной земли.
Женщина изображена в профиль, который выделяется на фоне светлого закатного неба.
На заднем плане над горизонтом отчетливо выступает шпиль церкви. На полотне запечатлена церковь в Шалли (неподалеку от Барбизона), хотя в целом этот сюжет был навеян детскими воспоминаниями Милле. Услышав колокольный звон, его бабушка всегда останавливалась, чтобы прочитать «Анжелюс».
|