Романтизм в ГерманииРомантизм в каждой западноевропейской стране отличалсянациональным своеобразием, особым колоритом. Так, произведениям немецких романтиков свойственны яркие черты мистицизма.Художников привлекало все необычное, сверхъестественное, поэтому очень часто немецкие живописцы обращались к готическомуискусству, таинственным средневековым легендам и сказаниям.Тесно связано с романтизмом искусство назарейцев, немецкихи австрийских художников-романтиков, образовавших в 809 г.объединение «Союз Св. Луки». Слово «назарейцы» происходит отнемецкого слова nazarener— длинноволосые. Этот термин имелнесколько ироническую окраску и был связан с названием длинноволосой прически («алла назарена»), получившей популярностьблагодаря автопортретам А. Дюрера.Искусство назарейцев возникло в трагическую эпоху, когдапочти вся территория Германии была захвачена Наполеоном.Поэтому художники, входившие в объединение, стремились уйтиот жестокой реальности в мир древних преданий и легенд. Назарейцы пытались возродить высокую духовность в искусстве, ихидеалом был живописец-монах, проводивший свои дни в художественном творчестве, постах и молитвах.Основателями объединения стали живописцы Фридрих Овербек и Петер Корнелиус. В 80 г. назарейцы, среди которых, кроме Овербека и Корнелиуса, были также Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фонКарольсфельд, поселились в заброшенном монастыре Сан-Исидоро. Здесь они вели образ жизни, характерный для средневековогорелигиозного братства. Художники пытались воскресить фресковую живопись. Образцами для них были произведения П. Перуджино, А. Дюрера, Рафаэля. Почти все работы назарейцев создавались коллективно. Именно так были написаны фрески библейскойтематики в доме прусского консула в Риме (86–87).Работы назарейцев (не только коллективные, но и индивидуальные) характеризуются стилизацией и театральностью. Особойпопулярностью пользовался П. Корнелиус, которого современники называли немецким Микеланджело, считая его представителем «большого стиля» в живописи. Какое-то время он занимал должность директора Академии искусств в Дюссельдорфе, затемв Мюнхене, а позднее — в Берлине. Его произведения (фрески античной тематики в Глиптотеке, 820–830; «Страшный суд», 836–840) были примером для подражания молодым немецким художникам.Большое место в немецкой живописи занимал романтическийпейзаж. Крупным представителем этого искусства был ФилиппОтто Рунге, работавший в Гамбурге. В молодые годы художникписал главным образом реалистические портреты («Портрет семьихудожника», «Автопортрет», 806). К пейзажу Рунге обратилсяв поздний период своего творчества. К последнему десятилетиюего жизни относится незаконченный триптих, в котором живописец хотел с помощью символов и аллегорий изобразить бесконечновозрождающуюся жизнь природы. В гамбургском музее хранитсязаконченная часть триптиха — картина «Утро» (808), в которой
|