метить, что автора интересуетне столько документальнаяточность, сколько приданиеофортам единого трагическогохарактера. Война для Гойи —это не что иное, как крушениесветлого начала и торжествотемного. Поэтому, как и подобает настоящему испанцу,Гойя решает эту тему с потрясающей и вызывающей содрогание выразительностью. Однако основной пафос серии Ф. Гойя. Печальное настоящеетех, кого обвиняют. Бедствиязаключен в вере художника ввойны. Лист .80–820 гг.силу народа, борющегося засвою честь и свободу. Жажда борьбы с одинаковой силой переполняла всех героев: и мужчин, и женщин, которые в сражениизаменяли своих убитых товарищей. Именно так Гойя увековечилподвиг Марии Агостины, юной защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество!»).Рисуя различные эпизоды народной войны, художник связывалих между собой, создавая тем самым целостное драматическоеповествование: смысл надписи каждого офорта находится в прямой зависимости от предыдущего листа. Но еще больше их единство проявляется в особых изобразительных приемах: бурной,в большинстве случаев многофигурной композиции, построеннойна контрастах черных и белых пятен, стремлении к обобщающимобразам, лишенным мелочной детализации. Почти на всех листахзапечатлены кульминационные моменты. Убитым всегда противопоставлены образы живых людей, страданиям умирающих от голода — тупое самодовольство сытых, спокойствию жертв — безразличие палачей. В некоторых случаях для усиления трагического звучания Гойя вводит в офорты элементы пейзажа — этоголые холмы, пустое бескрайнее небо, резкие очертания изломанных войной деревьев.Мастером была создана и вторая серия офортов «Бедствиявойны», посвященная разгулу реакции. Здесь он вновь возвращается к приему аллегорий и иносказаний, однако смысл многих,пронизанных болью и горечью образов вполне ясен. К таким офортам относятся «Против общего блага», «Результаты», «Истинаумерла».
|