предателя. Этот образ так увлек мастера, что он переносит его излитографии в скульптуру, где смелой трактовкой смог достичьбольшой выразительности.Неудивительно, что Наполеона III Домье ненавидит с той жесилой, что и Луи Филиппа. Художник всячески старается, чтобыего обличительные работы заставили обывателей почувствоватьзло, которое исходит от привилегированного класса и, естественно, правителя. Однако после переворота, произошедшего 2 декабря 852 г., политическая карикатура вновь оказывается запрещенной. И только к концу 860-х гг., когда власть становится болеелиберальной, Домье в третий раз обращается к этому жанру. Так,на одном листке зритель мог увидеть, как Конституция укорачивает платье Свободы, а на другом — Тьера, изображенного в видесуфлера, подсказывающего каждому политическому деятелю, чтонужно говорить, а что делать. Художник рисует множество антимилитаристских сатир («Мир проглатывает шпагу» и др.).С 870 по 872 г. Домье создал серию литографий, разоблачающих преступные действия виновников бедствий Франции. Например, в листе под названием «Это убило то» он дает зрителю понять, что избрание Наполеона III положило начало многим бедам.Примечательна литография «Империя — это мир», на которойпоказано поле с крестами и надгробиями. Надпись на первой могильной плите гласит: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 85 г.», на последнем — «Погибшие у Седана 870 г.». Этотлист красноречиво свидетельствует о том, что империя Наполеона III не принесла французам ничего, кроме смерти. Все образыв литографиях символичны, однако символы здесь не только идейнонасыщены, но и очень убедительны.Примечательна еще одна известная литография Домье, выполненная в 87 г., где на фоне грозного и пасмурного неба чернеетизуродованный ствол мощного когда-то дерева. Уцелела лишь однаветка, но и та не сдается и продолжает сопротивляться буре. Подлистом стоит характерная подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Этим символическим образом мастерне только продемонстрировал итоги пережитой трагедии, но с помощью светотеневых контрастов и динамичных линий вывел яркий образ, воплощающий мощь страны. Эта работа говорит о том,что мастер не разуверился в силе Франции и способностях ее народа, который сможет сделать свою родину такой же великой имогущественной, как прежде.
|