Более глубокий смысл придает Милле картине природы в небольшом полотне «Анжелюс»(«Вечерний звон», 858–859). Фигуры мужчины и женщины, молящихся посреди поля под тихиезвуки церковного колокола, некажутся отъчужденными от спокойного вечернего пейзажа.Когда мастеру задаваливопрос, почему большинствуего картин свойственно грустЖ. Ф. Милле. Человек ное настроение, он отвечал:с мотыгой.863 г.«Жизнь никогда не оборачивалась ко мне радостной стороной: я не знаю, где она, я ее никогдане видел. Наиболее веселое из того, что я знаю,— это покой, тишина, которыми так восхитительно наслаждаешься в лесах илина пашнях, все равно, пригодны они для обработки или нет; согласитесь, что это всегда располагает к мечтательности грустной,хотя сладостной». Эти слова полностью объясняют мечтательнуюпечаль его крестьян, так хорошо гармонирующую с покоем и молчанием полей и лесов.Совершенно противоположное настроение наблюдается в программной композиции Милле «Человек с мотыгой», выставленной в Салоне 863 г. То, что это произведение стоит особнякомот всего, что уже было написано, осознавал и сам автор. Недаром в одном из писем 962 г. Милле отметил: ««Человек с мотыгой» принесет мне критику многих людей, которые не любят,когда их занимают делами не их круга, когда их беспокоят...».И действительно, его слова оказались пророческими. Критикавынесла свой приговор, охарактеризовав художника как человека «более опасного, чем Курбе». И хотя на этой картине зрительвидит всего лишь крестьянина, опершегося на мотыгу, достаточноодного взгляда, чтобы почувствовать: он только что шел тяжелойпоступью, ударяя своим инструментом о землю. Утомленный работой человек выведен с большой выразительностью: и в лице, ив фигуре отчетливо читается усталость и беспросветность его жизни — все то, что в действительности испытывали сотни тысячфранцузских крестьян.
|