В поздних произведениях Мане наблюдается тенденция отхода от обстоятельной трактовки деталей среды, окружающей портретируемого героя. Так, в портрете Малларме, полном нервнойдинамики, художник акцентирует внимание на как бы случайноподсмотренном жесте поэта, в мечтательности опустившего на столруку с дымящейся сигарой. При всей эскизности главное в характере и душевном складе Малларме схвачено на удивление точно,с большой убедительностью. Углубленная характеристика внутреннего мира личности, свойственная портретам Ж. Л. Давида иЖ. О. Д. Энгра, заменяется здесь более острой и непосредственной характеристикой. Таковым является нежно поэтичный портрет Берты Моризо с веером (872) и изящное пастельное изображение Джорджа Мура (879).В творчестве живописца есть работы, связанные с историческими темами и большими событиями общественной жизни. Однаконужно заметить, что эти полотна менее удачны, потому что проблемы подобного рода были чужды его художественному дарованию, кругу идей и представлений о жизни.Так, например, обращение к событиям Гражданской войнымежду Севером и Югом в США вылилось в изображение потопления северянами корсарского судна южан («Битва «Кирсежа»с «Алабамой», 864), причем эпизод в большей степени может бытьотнесен к пейзажу, где военные корабли выполняют роль стаффажа. «Казнь Максимилиана» (867), по существу, носит характержанрового эскиза, лишенного не только интереса к конфликтуборющихся мексиканцев, но и самого драматизма события.Тема современной истории была затронута Мане в дни Парижской коммуны («Расстрел коммунаров», 87). Сочувственное отношение к коммунарам делает честь автору картины, никогда ранее не интересовавшему подобными событиями. Но тем не менееее художественная ценность ниже остальных полотен, так как наделе здесь повторена композиционная схема «Казни Максимилиана», причем автор ограничивается всего лишь наброском, совершенно не отражающим смысла жестокого столкновения двух противопоставленных миров.В последующее время Мане больше не обращался к чуждомудля него историческому жанру, отдавая предпочтение раскрытиюхудожественно-выразительного начала в эпизодах, находя ихв потоке обыденной жизни. При этом он тщательно отбирал особо
|