Середина ХIХ в., то есть период перехода от первой половины ХIХ в. ко второй, был областью совмещения романтизма первой половины века и реализма второй.
В первой половине ХIХ в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Два первооткрывателя новой живописной культуры – Джон Констебл и Франсиско Гойя, – не получив признания на родине, нашли учеников и последователей именно во Франции. Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит и продолжили традицию романтизма в живописи, тем самым подготовив рождение импрессионизма.
Излюбленными мотивами художников романтизма были горные пейзажи и живописные руины. Основные черты их картин – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление романтизма.
Во второй половине ХIХ в. многие французские мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека, искали новый художественный язык, способный правдиво отразить действительность. Ведущим принципом в искусстве этого периода стал реализм (от позднелатинского realis – "вещественный", "действенный").
Реализм как метод в искусстве означает объективное отображение действительности, правдивость, жизненность, воплощённые специфическими средствами разных стилей и видов искусства. Меру реалистичности произведения определяет мера проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. В таком широком понимании, реализм – это основная тенденция исторического развития художественной культуры, присущая всякому большому искусству.
В более узком смысле реализм (критический реализм) – эта историческая конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведётся либо от Возрождения, от Просвещения, либо непосредственно с 30-х гг. ХIХ в. Для реализма как стиля в искусстве важна жизненная достоверность изображения. Объектами изображения становятся типичные ситуаций с типичными героями, но при полной их индивидуализации и психологизации; в реализме преобладает интерес к проблеме личности и общества в их связанности и противостоянии. Реализм ХIХ в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса, мещанств; отсюда и пошёл термин "критический реализм".
|