Поставленные цели достигаются при помощи художественных средств: светотени, композиционного решения, особой гаммы красок.
Представителем реализма, стоящего на романтизме, во Франции стал Жан Батист Камиль Коро, художник живший в 1796-1875 гг. Он создал более двух тысяч произведений, главной темой которых была природа. На его полотнах изображены разные уголки Италии и Франции: дороги, леса, реки, деревушки, города… Коро не нуждался в заработке, так как его отец содержал его, поэтому смог выбрать то, что приходилось ему по душе: пейзаж, жанр, непризнанный в академических кругах. Отношение к творчеству Коро среди современников было неоднозначным: одни критиковали работы за небрежность исполнения, другие восхищались непосредственностью и искренностью живописной манеры.
В Риме Коро жил в среде художников, предпочитавших учиться не у классических мастеров, а на городских лицах и в сельской местности. В течение трёх лет итальянская природа оставалась самым надёжным из его учителей: её гармонический строй научил Коро уравновешивать свои пейзажи. Коро были чужды рассудочные или метафизические устремления Т. Руссо, он предпочитал безмятежную природу, не стремясь подчинить её какому-либо высокому смыслу.
Особенность его полотен – глубокая одухотворённость, сближающая Коро с романтиками (он и по возрасту был ровесником Делакруа). Искренность чувств, к выражению которой стремился Коро на своих полотнах, и свежесть восприятия дают особое обаяние его ранним итальянским пейзажам. Традиционные римские мотивы он видит по-новому: как северянина, его поражает роскошь южной природы, лазурь неба. Его итальянские полотна несут на себе отпечаток радостной непосредственности впечатлений; в них много солнца, света.
Но при всей непосредственности и свежести итальянские этюды обладают ясностью композиционного построения, чёткой соразмерностью и гармонией в распределении планов, крепостью форм и особой "предметностью" объёмов.
Затем Коро побывал в Голландии, Бельгии, Великобритании, объездил всю Францию. Путешествуя по своей стране, он, подобно Дж. Констеблю, впервые открыл для французского искусства родную природу. Художник обычно писал на натуре маленькие эскизы, а заканчивал работы в мастерской, дополняя и изменяя их. Примеры его картин этого периода: "Шартрский собор" (1830 г.), "Мельница в Морване" (1831 г.).
Постепенно он приходит к мысли, что изменять нужно как можно меньше, так как природа сама создаёт шедевры. Кроме того, он замечает, что нарисованное с первого раза, под первым впечатлением, несёт в себе намного больше красоты. В этом мы видим начало идеи пленэров, развитой потом импрессионистами, про которых можно сказать, что они довели реализм до своей предельной точки.
|