И эти две плоскости – девушки и пейзажа не пересекаются, как и положено в классицизме. Она будто бы сидит на фоне декорации, на которой нарисованы деревья и озеро за ними.
Действие картины происходит днём – вокруг светло, но нет падающих лучей или полос света, следовательно, не обозначен непосредственный источник света; скорее всего солнце светит из-за облаков. Коро уже использует свою серебристую дымку, которая почти не касается девушки, но немного размывает очертания деревьев.
Композицию, присущую творцам классицизма, художник объединил с лирическим воображением романтиков. Сам персонаж – уже не из античных или библейских преданий, а современная Коро девушка. Картина полна романтической идилличности, и сама девушка также изображена вполне в духе романтизма. Босая, в свободном платье, с длинными ниспадающими волосами и венком из листьев на голове, она задумчива и спокойна, её взгляд, обращён к раскрытой, лежащей на коленях книге. Мы чувствуем характерную для поздних работ Коро интимность и камерность, духовную близость и доверие, которые установились между художником и моделью.
На фигуре есть отпечаток ирреального, она трактована сдержанным чувством фактуры и колорита. Обращение к теме чтения даёт нам право говорить о сохранённом романтическом двоемирии. Сама картина изображает мир реальный, в котором существует девушка, деревья и озеро. Но присутствует указание также и на мир выдуманный, мир книги, которому девушка, поглощённая чтением, в данный момент принадлежит в гораздо больше степени, чем реальному. Кроме этого, чтение книги даёт удивительное сочетание темы поэзии и мудрости.
Талант Коро сделал его связующим звеном между классической традицией и расцветом импрессионизма. Он занимает особенное место во французской живописи. Соглашаясь с Бодлером можно охарактеризовать творчество Коро как "чудо сердца и ума", классицизма и романтизма, при технике реалистического импрессионизма.
|